Как примирить внутреннего критика
Если вы прислушиваетесь к тому, что происходит в вашем внутреннем мире, какие мысли чаще всего вас посещают, какие типичные явления, люди или ситуации-катализаторы вызывают у вас негативный эмоциональный отклик, то, скорее всего, вы уже знакомы с таким персонажем, как внутренний критик. У кого-то это будет преимущественно самокритик, а у кого-то этот критик будет большую часть времени придираться к окружающим, даже если их нет поблизости (или вообще в живых).
Знание своих неблагоприятных черт характера и уязвимостей необходимо, но когда это перерастает в постоянное брожение негативных эмоций и мыслей о себе или о других, происходящее зачастую на автопилоте, то это не приводит ни к чему хорошему. Со временем это разрушает здоровье, поскольку негативный паттерн, запущенный на ментально-эмоциональном уровне, создает в теле блокировки энергии, которые рано или поздно приведут к заболеваниям соответствующих органов тела.
И даже если вы знаете, откуда у вас появились эти разрушительные программы, или другими словами, чей голос позаимствовал ваш внутренний критик, избавиться от этого критика бывает очень нелегко. Разумеется, необходима осознанность, т. е. постоянное наблюдение за своими мыслями и чувствами, чтобы заметить момент запуска программы критика. Но как эту программу остановить – здесь бывают большие трудности.
Некоторым кажется, что проще всего с помощью волевого усилия нажать кнопку «выключить» и тем самым заставить внутреннего критика замолчать. Но это получается не у всех и не всегда. Некоторые из паразитарных программ уже настолько глубоко проникли в мышление человека, что извлечь их оттуда, не повредив что-то важное, не видится возможным. Особенно это касается тех случаев, когда человек больше склонен к самобичеванию, чем к критике других, поскольку помимо внутреннего самокритика, у таких людей имеется целый ряд других черт, которые поддерживают и питают этого критика, а избавиться от такой внушительной части своей личности может быть равносильно калечащей ампутации. Однако, чтобы не уходить от главной темы этой статьи, здесь мы не будем говорить на тему трансформации различных черт характера, которая позволила бы облегчить эту проблему.
Вернемся к существованию крикливого внутреннего критика: что делать в таких случаях, когда человек на каждом шагу изводит себя неодобрением, неприязнью, высмеиванием и критикой самого себя, тем самым в конечном счете разрушая свое здоровье?
Некоторые могут посоветовать использовать подход, предлагаемый в буддизме, который по большому счету сводится к тому, чтобы выработать в себе беспристрастие и невозмутимость по отношению к любым явлениям (в том числе к ситуациям, которые обычно пробуждают внутреннего критика). Но при этом буддизм не предлагает способа, который позволил бы этим качествам развиться самим по себе, естественным образом, без подавления эмоций и мыслей, возникающих как естественный, свойственный конкретному человеку ответ на тот или иной катализатор.
Такое подавление эмоций, мыслей, желаний, реакций означает то, что человек не использует по назначению катализатор, который ему был предоставлен для того, чтобы обратить внимание на что-то в себе или в своей жизни и произвести там необходимые перемены, трансформацию. И такое намеренное игнорирование получаемых от жизни подсказок-катализаторов, в свою очередь, приглушает свет/энергию в чакрах (энергетических центрах) тела, что является неблагоприятным показателем развития этого человека в рамках данной инкарнации.
Но самый очевидный минус практики подавления в том, что подавленное никуда не уходит, а просто ждет своего момента, чтобы вырваться наружу и компенсировать возникший дисбаланс, зачастую проявляя себя в усиленном виде и даже в других областях жизни. [Прошу принять во внимание, что, говоря о бесполезности тактики подавления мыслей и желаний, здесь не имеются в виду такие мысли, желания и реакции, которые могут навредить кому-то другому, или же какие-то ментальные нарушения патологического характера – такие вещи требуют особого подхода!]
Можно представить тактику подавления в себе какой-то эмоции/мысли/черты как попытку посильнее надавить на чашу весов с нежелательным аспектом, чтобы поглубже его запрятать. Понятно, что этим самым мы создаем дисбаланс, который будет автоматически уравновешен, как только мы выпустим из рук весы, причем скачки то в одну, то в другую сторону будут весьма внушительные. Так появляются срывы – последствия подавления в себе того, что нам свойственно по самой природе, как людям, которым присуще всё «человеческое».
Поэтому исходя из аналогии весов, для того чтобы найти равновесие в своем внутреннем мире, необходимо обратить внимание на противоположную чашу весов – что именно из вашего внутреннего мира на ней находится и уравновешивает «проблемную» чашу?
Здесь мы подошли к очень важной идее, без понимания которой было бы трудно (если не невозможно) научиться тому, что называется «принятие», и как следствие, умение поддерживать внутреннюю гармонию и равновесие вне зависимости от обстоятельств. Эта идея заключается в том, что каждый человек – это микрокосм, фрактал, точная копия макрокосма, Вселенной, Создателя. А поскольку макрокосм содержит в себе всё, то значит и его фрактал, микрокосм тоже содержит в себе всё. То есть каждый человек, как и Вселенная, содержит в себе всё: как тезис, так и антитезис, как одно, так и ему противоположное.
Трудность состоит в том, чтобы научиться это распознавать. Например, если вы считаете себя терпеливым человеком, то загляните в себя поглубже и найдите в себе нетерпение – оно обязательно у вас есть, просто нужно понять, где и каким образом оно проявляется. Верно и обратное. Если вы всю жизнь себя клеймили за нетерпение, то отыщите в себе терпение – вы непременно в чем-то себя проявляете и как терпеливый человек – по отношению к определенным лицам, явлениям и/или обстоятельствам.
Таким образом для любой своей черты можно найти в себе её полную противоположность. Это длительное упражнение, требующее большой внимательности, честности и умения распознавать. Но оно приведет вас к тому, что каждый раз, когда на одной чаше весов вы вдруг заприметите нечто такое, что вы в себе не любите (и следовательно, критикуете себя за это), вы будете знать, что у вас есть и нечто полностью ему противоположное, которое находится на другой чаше весов и создает равновесие, поскольку вы являетесь цельным существом.
Возможно, оба противоположных аспекта окажутся экстремальными в своих проявлениях («слишком терпеливый» и «слишком нетерпеливый»), но ведь именно таким образом они уравновешивают друг друга, и здесь есть над чем задуматься: если у вас зашкаливает одно, то почему бы не позаимствовать немножко из ему противоположного, которого у вас тоже в избытке? Ведь сумев, наконец, разглядеть, что в вашем распоряжении есть не один, а несколько присущих вам вариантов мышления или поведения, которыми вы давно уже пользуетесь, у вас появляется возможность осознанного выбора наиболее подходящего из них. В этом заложена огромная сила, и возможно, смысл всей инкарнации, задумайтесь над этим!
Так что, возвращаясь к теме буддистской невозмутимости и беспристрастия, становится очевидно, что достичь такого состояния естественным путем не только можно, но и нужно: но не с помощью подавления своих естественных реакций, а с помощью познания себя и многогранности своего я, которое всегда было, есть и будет цельным, а значит оно всегда находится в равновесии. То, что выбивает нас из этого равновесия – это наше однобокое видение себя и мира вокруг нас, но это можно поправить, если всерьез заняться работой по самопознанию.
И наконец, что можно сказать о проблеме слишком громкого внутреннего критика? Понятно, что предложенная работа по выставлению на чашу весов своих противоположных, уравновешивающих друг друга аспектов, со временем должна сделать свое дело, и этот критик утихомирится. Да и самого критика тоже нужно поставить на одну чашу весов и найти в себе полного антипода этого критика. Как существо цельное, вы содержите в себе также и защитника/проповедника/хвастуна и т. п., в зависимости от того, в какой форме лично у вас выражается этот антипод.
И еще один шаг – от самокритики к привычке критиковать других. Помня о том, что каждый из нас – это точно такой же фрактал-микрокосм, как и мы сами, можно с уверенностью утверждать, что то, что нас возмущает в ком-то другом, и за что мы этого человека критикуем, осуждаем и даже ненавидим, вполне уравновешивается в этом человеке чем-то противоположным, о чем мы просто не можем знать. Ведь разглядеть даже в самом себе как одно, так и ему противоположное, не всегда легко удается – что тогда говорить о других людях, которые для нас гораздо большая загадка.
Автор: Маргарита AoteaRa.com ©2024